Значение АПОЛЛИНАРИЙ ЛАОДИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

АПОЛЛИНАРИЙ ЛАОДИКИЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Аполлинарий Лаодикийский , (ок. 310 - ок. 390 ) епископ, богослов, экзегет , предшественник монофизитства .

Родился в сирийском городе Лаодикия , в семье пресвитера (Аполлинария Старшего). Получил хорошее классическое образование. Ок. 360 стал епископом родного города. Подвергался преследованиям со стороны ариан . Аполлинарий был другом свт. Афанасия Великого и состоял в переписке со свт. Василием Великим .

Как экзегет Аполлинарий следовал методу александрийской школы экзегезы.

В 370-х гг. стал выражать взгляды, которые вскоре вызвали осуждение. Аполлинарий пришел к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещен Разумом Божественным. "Если бы Господь, - писал Аполлинарий, - принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху". Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя.

Его аргументация уже содержала в себе зерно монофизитства . Однако, как замечает Болотов , "по чистоте жизни он представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена".

По свидетельству блж. Иеронима , Аполлинарий много писал на библейские темы [1] . Уцелели лишь фрагменты его книг [2] .

В период, когда имп. Юлиан Отступник запретил христианам изучать классическую литературу, Аполлинарий создал стихотворное переложение священной истории от начала мира до времен Саула по образцу Гомеровых поэм [3] . Сохранились отрывки из его многочисл. библейских катен. Писал он также комментарии на Ис, Ос, Еккл, Мф, Гал, Еф. Из имеющихся фрагментов явствует, что Аполлинарий интересовался больше догматическими вопросами, нежели вопросами исторической и филологической экзегезы, которые были подняты александрийской и антиохийской школами.

Литература

Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, Пг., 1918, т.4;

Болотов В.В., Рецензия на кн.: "Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Сергиев Посад, 1895", ХЧ, 1908, №8/9;

Дюшен Л., История древней Церкви, пер. с франц., т.1, М., 1912; НЭС, т. 3; ПБЭ, т. 1, с.937-9;

Спасский А.А., Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Сергиев Посад, 1895;

Спиридонов Д., К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским, СПб., 1910;

Библиогр. на иностр. яз. см.: Quasten. Patr., v.3, p. 377-83.

Внешние ссылки

http://www.agape-biblia.org/books/Book04

[1] О знаменитых мужах, 104

[2] Migne. PG, t. 33

[3] Созомен, Церк. история, V. 18

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.