Значение слова ХОРЕПИСКОП в Православной энциклопедии Древо

ХОРЕПИСКОП

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Хорепископ (греч. χωρεπίσκοποι, сельские епископы, индоевроп. хор - круг, округа). Исторически - лица имевшие пресвитерскую , а иногда епископскую степень; уполномоченные от епископа города. Ныне титул хорепископов используется в некоторых Поместных Православных Церквах и схож по значению с саном викария .

Хорепископы в древней Церкви

Спорный вопрос о иерархической степени хорепископов удовлетворительно разрешен в книге преосв. Павла: "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (1858, стр. 24—28).

Первоначально хорепископами были пресвитеры , имевшие только большие полномочия от епископов; впоследствии в ряд хорепископов низводимы были и действительные городские епископы, или, по особым обстоятельствам, на должности хорепископов назначаемы были лица, рукоположенные по чину епископскому.

Происхождение должности хорепископов относят к самым древним временам, даже ко времени первоначального появления христианства в селениях. В должность хорепископов не было особого рукоположения , а только производство (προβοκη). Это довольно ясно выражено уже в 8 правиле I Вселенского Собора . Епархиальному епископу здесь предписывается, что в случае обращения к церкви раскольнического епископа ( кафаров или новациан ) для сопричисления к клиру он должен приискать место хорепископа.

Многие соборы, начиная с IV в., постановляли относительно хорепископов ограничительные определения, имевшие целью сосредоточить около городского епископа возможно больший географический район в видах большего единства в управлении церковном. Этому содействовало и то, что политическая организация Римской империи , с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов. Так, напр., Анкирский собор запрещает хорепископам поставлять пресвитеров и диаконов. Сардикийский собор 347 г. запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а Лаодикийский собор (между 343 и 381 г.) определил вместо хорепископов ставить периодевтов , поставленным же раньше хорепископам ничего не делать без воли епископа городского. Однако запретительные каноны не могли положить конца существованию хорепископов. Василий Великий в послании к хорепископам упрекает их в том, что они совсем "отвергли епископа и, не восхотев даже извещать его, всю власть заключили в самих себе". И в позднейшее время встречаются следы института хорепископов. Между членами III Вселенского собора 431 г. наряду с епископами заседают и хорепископы. Даже в конце VIII в. VII Вселенский собор упоминает еще о хорепископах, предоставляя им, по древнему обычаю, возводить в чтецы с дозволения епископа.

Впоследствии хорепископы были переименованы в экзархов и, наконец, в протопопов (в России - благочинные ). Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, хорепископы управляли ими, подобно епископу города, с помощью клира и мирян. На хорепископах лежала также обязанность заботиться о бедных и смотреть за благотворительными заведениями.

На Западе существование института хорепископов не подтверждается историческими свидетельствами. Только в VIII в. появились хорепископы во франкском государстве, и притом как институт, отличный от восточного: имея епископский сан, западные хорепископы не были должностными церковными органами для определенного округа, но действовали как помощники и представители главных епископов в священнодействии и в управлении то в одной, то в другой местности епископского округа.

Если в Северной Африке , которая по языку, по миросозерцанию и по всему строю церковной жизни должна быть причисляема к западным странам, существовало громадное число епископских кафедр (в IV и V вв. около 500), то это, вероятно, объясняется тем, что значительную часть общего числа североафриканских епископов составляли хорепископы.

Титул хорепископа в современной Православной Церкви

В настоящее время титул хорепископа в Кипрской Православной Церкви используется в значении викария . В Грузинской Православной Церкви хорепископы назначаются для оказания помощи католикос-патриарху , однако при этом нередко являются правящими архиереями самостоятельных кафедр.

Литература

Проф. Н.Заозерский, Формы устройства восточной православной церкви, ("Правосл. обозрение", 1890, т. III).

Е. Смирнов, "История христианской церкви" (изд. 7, СПб., 1901, стр. 145—46).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.