Значение слова ФУТУРИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка

ФУТУРИЗМ

-а, только ед. , м.

В европейском искусстве начала XX в.: авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.

Окончательно победив, новый режим [Муссолини] изменяет тактику в отношении футуризма... слишком агрессивный футуризм его уже больше не устраивает ( Петрочук ) .

Родственные слова:

футур'ист , футур'истка , футурист'ический (футуристическое направление в искусстве) , футур'истский (футуристский журнал)

Этимология:

Из западноевропейских языков ( нем. Futurismus, фр. futurisme ‘футуризм’ < лат. futurus ‘будущий’). В русском языке становится достаточно известным в 1912-1913 гг. В словарях - с 1923 г.

Энциклопедический комментарий:

Футуризм возник почти одновременно в Италии и Франции в 1907-1909 гг. В условиях "приближающейся индустрии и науки" футуристы стремились отыскать и ввести в художественную практику новые формы для отображения этого нового мира. В Италии вождем течения стал литератор Ф. Маринетти , сочинивший "Манифест футуризма". Восхищение индустриализацией выражалось его сторонниками в таких образах: "Отныне жар куска стали или дерева возбуждает в нас

страсть сильнее , чем улыбка или слезы женщины". Отличительной чертой итальянского футуризма являлся оптимизм , соединенный с воинствующим национализмом , который постепенно привел многих из его сторонников к фашизму.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. В его рамках взаимодействовали и противоборствовали четыре основные группировки: "Гилея" - В. Хлебников , Д. Д. и Н. Д. Бурлюки , В. В. Маяковский , А. Е. Крученых и др. ; "Ассоциация эгофутуристов" - И. Северянин , К. К. Олимпов и др. ; "Мезонин поэзии" - Хрисанф , В. Г. Шершеневич , Р. Ивнев и др. ; "Центрифуга" - С. П. Бобров , Б. Л. Пастенак , Н. Н. Асеев и др. Общей основой движения было стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества". Художественное творчество должно было стать не подражанием , а продолжением природы. Результатом явилось разрушение условной системы литературных жанров и стилей , создание индивидуальных диалектов , т. н. заумь. Некоторые литературные группировки , генетически связанные с футуризмом , существовали и после революции.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка.