Значение ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодосий (Бывальцев) (+ 1475 ), митрополит Московский и всея Руси , духовный писатель.

В 1453 году упоминается архимандритом Чудова монастыря .

23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Ионой .

В 1455 году осужден за то, что в навечерие Богоявления , случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу, сыр и яйца.

Митр. Иона призвал его на собор в Москву, угрожал лишением сана. Однако полное раскаяние и смирение Феодосия, а также ходатайство за него вел. княгини Софии, отвратили гнев Ионы. После этого случая Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. Чтобы побудить духовенство своей епархии к более строгому исполнению своих обязанностей, Феодосий назначил в Белозерске в 1459 году (по другим сведениям - в 1458 году) частный собор для всех игуменов, священников и диаконов.

9 мая 1461 года (после кончины митр. Ионы) Феодосий был избран митрополитом Московским . Его избрал сам свят. Иона еще при своей жизни. Со времени управления Феодосия начался новый период отношений русских митрополитов с Константинопольским патриархатом - период фактической независимости их от последних и фактической автокефалии .

Феодосий был первый митрополит, которого великий князь утвердил сам непосредственно.

Став митрополитом, Феодосий с еще большей ревностью взялся за исправление нравственности вверенного ему духовенства. Каждую неделю собирал он священников Москвы и давал им духовное наставление. Особенно строг был к вдовым священникам и диаконам и большею частию отправлял их в монастыри. Строгость митрополита по отношению к духовенству вызвала ропот и негодование как среди духовенства, так и среди паствы.

Чувствуя нерасположение к себе духовенства и недовольство паствы, свят. Феодосий 13 сентября 1464 года оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре . Здесь он взял на свое попечение одного расслабленного и служил ему, обмывая его раны, до конца дней своих. Около 10 лет провел Феодосий в смиренном подвиге. Под конец жизни он перешел в Троице-Сергиеву Лавру .

Скончался 15 октября 1475 года в Сергиевской обители. Погребен в Чудовом монастыре , в Архангельской церкви.

Труды

Похвальное слово апостолам Петру и Павлу. // Изв. Академии Наук. т. III. с. 322-328.

Слово на Рождество Богородицы. // Приб. к твор. св. отцев. ч. 16. с. 213.

Сказание о чуде, бывшем при гробе св. Алексия. // Собрание летописей. т. VI. с. 325.

Послание к духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию. // Акты историч. т. I. № 64.

Пять других посланий. // Историч. акты. [Акты историч.?] I. № 57, 78, 275, 276, 277; № 57. № 77.

Церковь и семья в их взаимных отношениях. Полтава, 1907.

Литература

Толстой М.В. Рассказы из истории Р.Ц. с. 239, прим. 37, с. 274, прим. 18.

Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 125, 127.

Титов А.А. Ростовские иерархи.

Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов Востока. т. II. с. 576.

Строев. стб. 5, 162.

Голубинский Е. с. 370.

Булгаков. с. 1405, 1418.

Ратшин. с. 96.

Денисов. с. 427.

Обзор рус. дух. лит. с. 110-111.

Карамзин Н. т. VI. прим. 629.

Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864.

Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1852. с. 63.

ПСРЛ. т. III. с. 141; т. V. с. 273; т. VI. с. 325-326.

Чудов монастырь. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. с. 45.

Святая Русь. № 549.

Московский некрополь. т. III. с. 415.

Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре. № 65.

Исторический вестник. 1885. окт. с. 96.

Православный собеседник. 1867. июнь. с. 113; нояб. с. 166.

Русский архив. 1900. кн. 2. № 7. с. 337.

БЭС. т. II. с. 2413.

ЭС. т. 41-а (кн. 82). с. 912-913.

РБС. т. XXV. с. 325-327.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4772

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.