Значение ДИМИТРИЙ (СУЛИМА) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ДИМИТРИЙ (СУЛИМА)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий (Сулима) ( 1772 - 1844 ), архиепископ Кишиневский и Хотенский .

В миру Сулима Даниил, родился в 1772 г. в местечке "Новая Водолага", Харьковской губернии в семье духовного звания [1] .

Образование получил в Харьковском коллегиуме и в Екатеринославской духовной семинарии .

В 1795 г. по окончании курса обучения оставлен в семинарии учителем.

В 1797 г. рукоположен во священника к городскому Екатеринославскому собору и определен членом духовной консистории.

В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской духовной семинарии .

В 1800 г. возведен в сан протоиерея в Богуславский городской собор Киевской епархии и назначен управляющим церквами и духовенством местной протопопии.

В 1806 г. перемещен в г. Николаев в адмиралтейский собор с назначением законоучителем Николаевского штурманского училища. Вскоре назначен членом консистории.

В мае 1811 г. пострижен в монашество .

16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского , викария Молдавской митрополии.

18 июня 1821 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Кишиневскую кафедру .

С июня 1823 г. до начала 1825 г. присутствовал в Св. Синоде .

В 1833 - 1836 гг. построил в Кишиневе кафедральный собор.

Скончался 4 августа 1844 г. без всякой болезни. В день кончины он слушал литургию, после молитвы Господней велел келейнику отвести себя в спальню, перекрестился, лег на одр, начал сам что-то читать и через несколько минут скончался. Погребен в Кишиневском кафедральном соборе, в правом приделе.

Преосвящ. Димитрий еще в студенческие годы стал известен за свой острый, проницательный ум и исключительную память. Благодаря этому он был оставлен преподавателем семинарии, а затем стал ее префектом.

С возведением Димитрия в сан епископа на долю его выпало много трудов по устройству только что освобожденной из-под власти турок Бессарабии.

Ревностно утверждая Православие в крае, еп. Димитрий в первую очередь обратил внимание на монастыри и стал возводить в них общежительный устав и упорядочивать хозяйство.

Затем он занялся вопросом улучшения духовного просвещения в епархии, поднятием умственного и нравственного уровня духовенства. Было открыто несколько школ при монастырях: Курковском, Добружском, Гиржавском и других и в Кишиневском, Бендерском и Аккерманском уездах, а в 1816 г. открыта Кишиневская духовная семинария .

В Кишиневе , Бендерах и Измаиле им были учреждены "ланкастерские школы", обучение в них было бесплатным, и еп. Димитрий (особым воззванием) призывал всех к обучению в этих школах. Преосвящ. Димитрий сам вникал во все дела духовных учебных заведений.

Он заботился и о духовно-нравственном воспитании своей паствы. Сам день и ночь неустанно трудился над переводом богослужебных книг, канонов, акафистов, творений и св. Отцов, катехизиса и других учебных книг на молдавский язык.

Он состоял председателем отделения библейского общества в Кишиневе и деятельно заботился о распространении книг Св. Писания.

Одним из средств воспитания паствы было само служение преосвящ. Димитрия. Он священнодействовал с большим благоговением, со слезами умиления, чем производил на присутствовавших глубокое впечатление. Проповеди всегда говорил на молдавском и на русском языках.

В личной жизни архиеп. Димитрий был образцовым христианином, отличался простотой и доступностью для всех. Сердце его откликалось на всякое доброе дело, он всегда готов был оказать помощь бедному и несчастному.

Литература

Пархомович И. Архипастыри Кишинев. епархии. Кишинев, 1910, с. 10-11.

Вести, архим. Архиепископ Димитрий Сулима.

Булгаков, с. 1402.

Строев П., с. 553.

Списки архиереев, № 207.

Н. Д., с. 72.

Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества. Кишинев, 1910, с. 19, 22, 23, 33, 42, 43, 45, 49, 51, 53, 75, 94, 95.

Историко-стат. опис. Харьк. епархии. М., 1852, с. 38, 39.

Кишинев. еп. вед., 1867, 1868, 1871.

Труды К. Д. А., 1882, июнь, с. 208, 212-214, 219.

Рус. архив, 1898, кн. 1-я, с. 301 п/с, 15, с. 303, п/с. 2 (Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне).

БЭЛ, т. X, с. 526, 527, 533.

БЭС, т. II, с. 1321.

РБС, т. VI, с. 396.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_746

[1] По др. сведениям - в г. Николаеве, в семье благочинного.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.