Значение ДМИТРИЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (ОРЕНБУРГСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ДМИТРИЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (ОРЕНБУРГСКИЙ)

Дмитриев (Николай Дмитриевич) - жанровый и баталический живописец, прибавивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, эпитет "Оренбургский". Родился в 1838 г., воспитывался в доме своего отца и в уфимской губернской гимназии и по переселении своих родных в Санкт-Петербург, готовился к поступлению в юнкера; но в это время, по совету известного живописца В.К. Шебуева , стал посещать классы Императорской Академии Художеств. Числился в ней учеником Ф.А. Бруни и получил от нее, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 г. удостоен второстепенной золотой медали за написанную по программе картину "Олимпийские игры". В следовавшие затем два года исполнил картины: "Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного" и "Стрелецкий бунт", но ни за ту, ни за другую не получил искомой награды. В 1863 г. выступил было снова конкурентом на ту же медаль, но, вместе с 12-ю другими молодыми художниками отказался от исполнения предложенной им программы и, выйдя из академии со званием художника 2-й степени, участвовал в учреждении санкт-петербургской артели художников, членом которой после того состоял до 1871 г. В 1868 г. картина "Утопленник в деревне" (находится в музее академии) доставила ему звание академика. В 1869 г. он сопровождал великого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков. В 1871 г. Дмитриев отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых В. Вотье и Л. Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного "Общества русских художников", выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий. В Париже произошел переход его от жанровой к баталической живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Восточной войны 1877 - 1878 гг. За две из них ("Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II" и "Въезд императора в город Плоэшты") академия присудила ему профессорское звание. Дабы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, он возвратился в 1885 г. на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где трудится и поныне. Из жанровых произведений художника, кроме вышеупомянутой картины "Утопленник", лучшими могут считаться: "Две минуты остановки" (1878) и "Пожар в деревне" (1885, принадлежит Государю Императору). Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды последней русско-турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце. А. С-в.

Краткая биографическая энциклопедия .