Значение ПУШКИН (ГОРОД В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПУШКИН (ГОРОД В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ.)

(с 1728 - Царское Село, в 1918-37 - Детское Село, в связи со 100-летием со дня гибели А. С. Пушкина назван его именем), город в Ленинградской области РСФСР, подчинён Ленинградскому горсовету. Ж.-д. станция в 24 км к Ю. от Ленинграда. Территория современного П. была в 1708 подарена императором Петром I своей жене, будущей императрице Екатерине I. Во 2-й половине 18 в. - загородная царская резиденция Царское Село. В 18 - начале 19 вв. здесь были построены дворцы (Екатерининский, Александровский и др.), созданы парки и различные мемориальные сооружения, летом жила придворная знать, стояли гвардейские полки. В начале 70-х гг. 18 в. в южной части современного П. был заложен г. София, который был объединён в 1808 с Царским Селом в единый город, ставший центром Царскосельского уезда Петербургской губернии. В 1811 здесь был открыт Царскосельский лицей , в котором в 1811-17 учился А. С. Пушкин. Царское Село в 1837 было соединено с Петербургом первой в России железной дорогой. Весной 1917 здесь в Александровском дворце находился под арестом бывший император Николай II. В 1917 в Царском Селе действовала мощная правительственная радиостанция. При Советской власти П. стал значительным научным и промышленным центром Ленинградской области. 17 сентября 1941 П. был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, разрушившими и уничтожившими многие историко-художественные памятники. Освобожден Советской Армией 24 января 1944. В послевоенные годы восстановлен. Заводы: дорожных машин и электробытовых приборов; фабрика игрушек. Ленинградский с.-х. институт. В 1967 в Церковном флигеле Екатерининского дворца открыт Всесоюзный музей А. С. Пушкина. П. имеет регулярную планировку (около 1780, архитектор Ч. Камерон). В городе находится крупнейший в СССР дворцово-парковый комплекс 18-19 вв. (с 1918 - дворцы-музеи и парки г. Пушкин). В 1717-23 был построен небольшой каменный дворец. В 1743-48 расширен и перестроен; архитектор Ан. В. Квасов возвёл 2 симметричных флигеля, соединённых с центральным корпусом одноэтажными галереями-переходами, и служебные корпуса (циркумференции); затем архитектор С. И. Чевакинский в одну линию с дворцом и флигелями построил церковь и т. н. зал оранжереи, также соединённые одноэтажными галереями-переходами: первая - с правым флигелем, второй - с левым. В 1752-57 архитектор В. В. Растрелли перестроил дворец в торжественно-праздничных и пышных формах русского барокко середины 18 в.: надстроив галерею до уровня корпусов, соединив отдельные самостоятельные объёмы дворца в единое, грандиозное по протяжённости целое (длиной 306 м ), создав исключительный по пластическому богатству декор фасадов и богатое убранство интерьеров (позолоченная деревянная резьба, зеркала, ценные породы камня и др.). В 1780-90-х гг. к левому торцу дворца пристроены комплекс 'Агатовых комнат' с 'Холодными банями', 'Висячего сада' и Камероновой галереи с пандусом (все - архитектор Ч. Камерон) и Зубовский флигель (по проекту архитектор Ю. М. Фельтена), к правому - Церковный флигель и корпус Лицея (оба - архитектор И. В. Неелов; частично перестроен в 1811 архитектором В. П. Стасовым), изменена (в т. ч. по проектам архитектора Ч. Камерона) отделка некоторых помещений (все - в стиле классицизма). На протяжении 1720-1860-х гг. создавались парки П., ныне занимающие площадь 600 га. Екатерининский и Александровский парки состоят из регулярной части (1720-21) и пейзажной части (1771-80). В парках П. - Александровский дворец (1792-96, архитектор Дж. Кваренги), многочисленные павильоны (в т. ч. Эрмитаж, 1743-54, архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др.) и декоративные сооружения (руины, беседки, каскады; барокко, псевдоготика, классицизм), памятники, садово-парковая скульптура работы итальянских мастеров, пруды, искусственные каналы. Огромный объём Большого дворца - архитектурная доминанта всего ансамбля: симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана регулярного парка. В период фашистской оккупации ансамбль был сильно разрушен, дворцы разграблены. Ныне ансамбль почти полностью восстановлен (кроме части интерьеров Большого дворца; авторы проекта восстановления - Н. В. Баранов, А. А. Кедринский, Н. Е. Туманова и др.).

Лит.: Петров А. Н., Пушкин. Дворцы и парки, [2 изд.], Л., 1969; Демьянов И. И., Слово о городе Пушкине, Л., 1972; Музеи и парки Пушкина. [Путеводитель, 4 изд.], Л., 1972.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.