Значение МОШОНЬИ МИХАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МОШОНЬИ МИХАЙ

(Mosonyi) (настоящая фамилия - Бранд; Brand) Михай (2.9.1815, с. Больдогашсоньфальва, - 31.10.1870, Пешт), венгерский композитор и музыкальный критик. По национальности немец, был убеждённым патриотом Венгрии (в 1859 принял венгерскую фамилию). Музыке обучался самостоятельно, консультируясь у музыкантов Пожони (ныне Братислава) и Вены. С 1842 жил в Пеште (с 1872 Будапешт), активно участвовал в музыкальной жизни города, был член различных комитетов и хоровых обществ, одним из основателей (1860) и ведущим сотрудником 1-й венгерской музыкальной газеты 'Зенесети лапок' ('Zeneszeti Lapok'), в которой пропагандировал идею создания национального венгерского музыкального стиля. Дебютировал в 1844 (симфония). Начав с подражания немецким романтикам (опера 'Кайзер Макс', 1857, на немецком либретто), в зрелом творчестве стремился к воплощению национального музыкального стиля. М. считается, наряду с Ф. Листом и Ф. Эркелем, одним из основателей венгерской национальной школы. Создал ряд произведений на основе венгерского музыкального фольклора, сочетая национальные мелодии и ритмы с традициями немецкого романтизма: 2 оперы на сюжеты из венгерской истории - 'Прекрасная Илонка' (1860) и 'Алмош' (1862), кантаты (1860, 1869, 1870), сочинения для оркестра - 'Траурная музыка на смерть Иштвана Сеченьи' и 'Гонведы' (оба 1860), 'Праздничная увертюра' для оркестра, а также сочинения для фортепиано - 'Венгерский детский мир' (1851) и Этюды (1861). М. одним из первых ввёл вербункош (стиль венгерской инструментальной музыки) в оперную и симфоническую музыку. Среди др. сочинений - мессы, хоры, камерно-инструментальные ансамбли, песни на слова Ш. Петёфи и др. венгерских поэтов, а также Н. Ленау, Г. Гейне. М. принадлежит переложение 'Марсельезы' для хора и оркестра.

Лит.: Szabolcsi В., А XIX. szazad magyar romantikus zeneje, Bdpst, 1951; Bоnis F., Mosonyi Mihaly, Bdpst, 1960.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.