Значение САВВА, ИМЯ НЕСКОЛЬКИХ СВЯТЫХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое САВВА, ИМЯ НЕСКОЛЬКИХ СВЯТЫХ

1) C. персидский — мученик за Христа, † 327 г. 2) С. Готский, утоплен за Христа в Валахии; мощи его при Василии Великом перенесены в Кесарию, 3) С. Стратилат, родом гот. военачальник имп. Аврелиана; за Христа утоплен в Тибре в 272 г. 4) С. Вишерский, уроженец г. Кашина, сын боярина Бороздина, еще с отроческих лет строгий аскет. Приняв монашество, он бродил по миру в качестве нищего. С р. Сосницы, где около него собралось много желавших подражать ему, он перешел в уединение, на берег р. Вишеры. Здесь он устроил монастырь, но сам жил на столпе уединенно, ходя в монастырь лишь в субботу и в праздники. С. Вишерский — один из самых чтимых святых древней новгородской области. 5) С. Освященный († 532), родом каппадокиец, с 8 лет живший в монастыре под руководством Евфимия Вел. и Феоктиста, потом уединенно в пустыне близ Иордана, где в 484 г. основал монастырь, впоследствии знаменитый под именем лавры С. Освященного. В 517 г. он доставил в Иерусалиме победу православию над монофизитством, несмотря на то, что последнему покровительствовал имп. Анастасий. Лавра была и доселе служит одним из центров православия на Востоке, давая и материальную помощь, и возможное образование окрестному бедному населению из православных. Савва оставил "Богослужебный устав" (Типик), известный также под именем Иерусалимского. Жизнь св. С. описана. Кириллом Скифопольским (см. в изд. Cotelerius, П., 1661). См. "Святая Земля", Олесницкого (Киев, 1875—76); прот. П. А. Соловьев, в "Страннике" (1865); Сладкопевцев, "Св. С. Освященный" ("Духовная беседа", 1862). 6) С. Звенигородский († 1406), ученик преп. Сергия Радонежского, в обители которого был потом игуменом. По желанию звенигородского князя Юрия устроил близ горы Сторожевской монастырь, в котором сам настоятельствовал 30 лет. 7) С. св., архиепископ Сербский (1263—1268), младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого С. Сербского, в мире Предслав; еще в молодых годах принял иночество, ходил в Иерусалим, потом подвизался на Афоне. По возвращении на родину в сане первосвятителя подражал жизни своих предшественников. Славился кротостью. Останки его покоятся в Печской обители; память 8 февраля и 30 августа. 8) Препод. отец печерский, подвизался в конце XII века; мощи его открыто почивают в Антониевой пещере. Память 24 апреля. 9) Преподобный, игумен Сретенского, иначе Саввина, монастыря. С. помнил все Св. Писание наизусть. Митрополит Фотий неоднократно просил его дать объяснение какому-либо неудобопонятному изречению Св. Писания. С. был игуменом 50 лет и скончался в 1467 г. Монастырь, где подвизался С., назывался Саввиною пустынью и находился в 20 вер. от Твери, там, где ныне с. Саввино. Память С. 2 марта. 10) С. Крыпецкий, препод., сперва подвизался в Богородицкой обители, близ Пскова, затем жил несколько времени на Толве у преп. Евфросина, наконец удалился на совершенное безмолвие за 15 вер. от Толвы, в Крылецкую пустынь, бывшую тогда почти непроходимою. Спустя несколько лет к нему стали собираться ревнители пустынной жизни; устроена была обитель, но игуменства над нею С. не принял по смирению. Князья, бояре и благочестивые люди Пскова приходили к С. за советами; он внушал вельможам и судьям производить справедливый суд и не обижать бедных; всех вообще учил уклоняться от ссор и вражды. С. устроил в обители строгое общежитие, не дозволяя никому ничего называть своим. Скончался в глубокой старости в 1495 г. Мощи его почивают в основанной им обители; память 28 августа.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.