Значение БОГУШ-СЕСТРЕНЦЕВИЧ СТАНИСЛАВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое БОГУШ-СЕСТРЕНЦЕВИЧ СТАНИСЛАВ

? митрополит всех римско-католических церквей в России, родился 3 сентября 1731 г. Происходил из литовских дворян, реформатского исповедания. Получив образование в Франкфуртском университете, поступил офицером в прусский гусарский полк, а потом перешел в литовскую гвардию. По выходе в 1761 г. в отставку занялся воспитанием детей князя Радзивилла, в доме которого перешел в католичество. В 1763 г. посвящен в ксендзы после предварительной подготовки в коллегии пиаров в Варшаве и был настоятелем в Гомеле и Бобруйске и каноником в Вильне, а потом возведен в сан епископа-суфрагана. По присоединении Белоруссии к России назначен в 1773 г. епископом Белорусским. В 1782 г. возведен в сан архиепископа. Павел I присвоил ему титул митрополита всех римско-католических церквей в России, выхлопотал для него кардинальское одеяние (без кардинальского сана) и возвел его в звание командора большого креста св. Иоанна Иepycaлимского. По проискам иезуитов, которым он противодействовал, Богуш-Сестренцевич в 1800 г. был выслан из столицы, но спустя год возвращен в Петербург и сделан был папским примасом. Действуя на началах истинного христианства, он был противником иезуитов и их учения и, оставаясь добрым католиком, но вместе с тем и верным подданным России, не допускал развития духовно-политического самовластия Папы в русском государстве. Как человек образованный, интересовавшийся литературой, историей, агрономией и медициной, написавший историю Крыма и занимавшийся исследованием о происхождении русского языка, он был сделан членом Российской академии. Как ревнитель просвещения, он пожертвовал свой дом в Петербурге на устройство гимназии (ныне 2-я гимназия). Скончался в 1827 г. и погребен в построенном им своим иждивением костеле св. Станислава в Петербурге. Из сочинений и переводов его замечательны: "Ustawy cesarzowej Katarz yny na gubernije, przek l. z rossyjsk." (Могилев, 1777; изд. 2-е там же, 1795); "Providentiae divinae evidens argumentum, consideratio de summo regis periculo" (Вильна, 1771); "Gocya w Taurydzie, tragedyja wierszem polskim" (Могилев, 1783); "Diarium congregationis Synodialis utriusque Cleri Romani Catolici in Imperi o Rossico" (там же, 1794); "Recherches historiques sur l'origine des Sarmates, des Esclavons et des Slaves" (СПб., 1812, 4 тома; отрывок из этого соч. перев. на русский яз. и напечатан в 1818 году); "Histoire de la Tauride" (Брауншвейг, 1800 г., 2 тома; изд. 2-е СПб., 1824, в одном томе; русский перев. в двух томах, СПб., 1806); "Regulamen dla kos cio l ow c klasztoro w katolickich w Imperyjum Rossyjskiem" (Вильна, 1798).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.