Значение ИЛЬИН ДЕНЬ в Словаре Обрядов и таинств

ИЛЬИН ДЕНЬ

(2 августа/20 июля)

И, крутя живые спицы,

Мчатся вихрем колесницы,

Впереди - скакун с трубой

Над испуганной толпой.

А. Блок. "Пожар".

Обычно в этот день в небе раздаются громовые раскаты. "Илья-пророк едет", - говорили в старые времена, с опаской поглядывая на небо.

Пророк Илья - один из важнейших библейских пророков, занимает прочное место в пантеоне православных святых. Его почитают наравне с Николаем Угодником и Святым Георгием, но и боятся, пожалуй, более всех других обитателей небес.

Св. Илья перенял многие черты языческого Перуна-громовержца, держателя молний, возможно, еще более древнего бога славян Велеса или Волоса - покровителя скота и бога "небесных стад" облаков. У древних германцев был аналогичный Перуну бог грома Top - рыжебородый великан, вооруженный железным молотом, покровитель хлебопашцев. Илья - святой грозный, карающий, но, в то же время, щедрый и наделяющий. В его ведении и самые страшные, и самые благодатные силы природы - гром, молнии и дожди, от него зависит плодородие земли. Илья развозит по небу воду для святых, а если расплещет, то она обращается в дождь. Гром же происходит от стука его небесной колесницы по небесной мостовой, молнии - стрелы, которыми он поражает нечистую силу. Последняя, отчаянно сопротивляясь, превращалась в различных зверей - лисиц, черных кошек, собак (неповинных домашних животных в этот день в дом не пускают), волков (в этот день открывались волчьи норы). А некоторые представители нечисти - вероятно, от бессильной злобы и страха перед грядущей карой - гадили человеку из последних сил. Так, неделя перед праздником Ильи-пророка считалась еще более опасной для купанья, чем русальная. Водяной в это время ищет себе жертв, и только самый отчаянный решится купаться в ильинскую неделю!

К св. Илье относятся с уважением и боязнью, с оттенком подобострастия. Этот святой, по народному восприятию, чрезмерно строго подходит к соблюдению всех религиозных заветов. В этот день стараются ни в чем не согрешить. А чтобы не прогневить грозного пророка (безгрешных, увы, немного), избегают выходить в поле, носить и убирать сено. (Впрочем, сенокос пытались к Ильину дню завершить, поскольку обычно после 2-го августа начиналась пора дождей).

Боялись не только грозы, но и змей, которым в этот день дана воля (по некоторым сведениям, бог Велес был еще и повелителем змей). А чтобы защититься от молний, прибегали к методам, предписанным народной традицией: "А грозы, и правда, куда как часто в старину сбирались. Да и грозы-то великие. Как, бывалыча, дело после обеда, так и почнет орать иволга, и пойдут из-за саду тучки... потемнеет в доме, зашуршит бурьян да глухая крапива, попрячутся индюшки с индюшатами под балкон... А они, батюшка, вздыхают, крестятся, лезут свечку восковую у образов зажигать, полотенце заветное с покойника прадедушки вешать, - боялась я того полотенца до смерти! - али ножницы за окошко выкидывают. Это уж первое дело-с, ножницы-то: очень хорошо против грозы..." (И. Бунин. "Суходол").

Чтоб умилостивить грозного громовержца, дарителя дождя и хлеба, совершалось множество обрядов.

В некоторых местах России собирались две-три деревни, приводили быка или теленка и закалывали, варили и съедали всем обществом в честь святого. На Илью - баранью голову на стол. В Пермской губернии в часовни, посвященные Илье-пророку, приносили жареные или печеные козьи или бараньи головы с горохом, служили святому молебен и испрашивали у него защиты козам, баранам, гороху, и под видом его - всему растущему на полях и огородах. В этот день пекли хлеб из новой ржи и приносили для благословения в церковь. Без благословения священника до хлеба не дотрагивались и говорили: То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб. У мужика та обнова на Ильин день, что с новиной хлеб. Знать бабу по наряду, что на Ильин день - с пирогом.

В Ильин день в деревнях выпекали первые колобки и пышки из зерна нового урожая, приносили с поля сноп и ставили в красный угол. (Вернее всего, колобок из известной и любимой сказки был испечен в Ильин день!). Устраивали себе постель из новой соломы. Ильинская соломка - деревенская перинка. А ильинский дождь считался действенным средством против сглазу, и им умывались или "купались" под струями.

Много значил Ильин день для крестьян. Не счесть связанных с ним примет о дожде и погоде. Этот день и поныне - важный календарный ориентир, известный не только людям, извечно землю пашущим, но и дачникам-садоводам.

По наблюдениям, с Ильина дня подступает осень, появляются холодные утренники, вода в реках и озерах становится прохладной. До Ильина дня мужик купается. Илья-пророк камень в реку бросает. На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна. На Илью камень утром прозябает. До Ильина дня - тучки по ветру идут, после Ильина дня против. До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет. На Ильин день зима с летом борются. Придет Илья принесет гнилья. Но сам дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год. Дождь в Ильин день, а также на Маковея (14 августа, 1 августа ст. стиль) и на Воздвиженье (27 сентября, 14 сентября ст. стиль) - к обильному урожаю на следующий год. Начиналась дождливая пора. До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома. До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит. На Ильин день дождь, будет мало пожаров; ведро - много. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья словом дождь держит и низводит. Илья грозы держит.

На Ильин день перегоняли пчел и подчищали ульи, подрезывали первые соты. Богат, как ильинский сот. Но знали, что ильинский рой - не в корысть, потому как он поздний, не успевает запастись пищей. С Ильина дня перестают кусаться комары и мухи. Муха кусает до Ильина дня, питается, после Ильина-запасается. Ночи становятся темнее и длиннее. Придет Петрок, отщипнет листок, а придет Илья - отщипнет и два. Первый Спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три уволок. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

А горожане спешили в Ильин день в соборы и церкви, носящие имя этого святого. "Он /Обломов/ бродил по саду. ... С начала лета в доме стали поговаривать о двух больших предстоящих праздниках: Иванове дне, именинах братца, и об Ильине дне - именинах Обломова: это были две важные эпохи в виду...

Поговаривали об Ильинской пятнице и о совершаемой ежегодно на Пороховые Заводы прогулке пешком, о празднике на Смоленском кладбище в Колпине.

- Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили. - Что ж, там много бывает? - спросил Обломов...- Нет, нынешний год немного было; с утра дождь шел, а после разгулялось. А то много бывает". (И. А. Гончаров. "Обломов").

Празднование на Пороховых было чрезвычайно популярно среди жителей Петербурга. К концу XIX столетия к церкви Ильи-Пророка в Ильинскую пятницу и Ильин день, случалось, туда съезжались до ста тысяч человек. Церковь эта впервые была построена еще в петровское время, чтобы защитить Пороховые Заводы от взрывов и огня, что, к сожалению, не очень помогло: взрывы были частыми, а сама церковь сильно пострадала от пожара в советское время.

(К слову, в одном из старинных русских городов - Ярославле, -самая красивая и знаменитая церковь Ильи-Пророка.)

Завершим рассказ наблюдением Гончарова: "Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества".

Столь популярная в прошлом в Петербурге церковь Св. Ильи и Св. Александра Невского (в колокольне) на Пороховых (шоссе Революции, 76) действует и в наши дни.

В Москве действуют Храм Ильи Пророка в Черкизове (ул. Штатная Горка, 17) и Храм Ильи Пророка Обыденного (Обыденский 2-п п., 6).

Обряды и таинства.