Значение ЭСТОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо

ЭСТОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Эстонская Православная Церковь

Была учреждена как автономная Церковь на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 10 мая 1920 года на территории вновь образованного Эстонского государства - т.е. части Псковской епархии и Ревельского викариатства .

В сентябре 1922 года Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви принял решение об обращении к Константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под омофор Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии . 7 июля 1923 года в Константинополе патриарх Мелетий IV вручил представительству Эстонской Церкви Томос о принятии Православной Церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного церковного автономного округа "Эстонская Православная Митрополия". Хотя среди православых Эстонии было немало противников отхода от священноначалия в Москве, сильное государственное давление обусловило переход под Константинопольский омофор.

Вскоре после аннексии Эстонии Советским Союзом , 10 ноября 1940 года Синод Эстонской Православной Церкви обратился к патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию с прошением о восстановлении Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. По определению патриаршего местоблюстителя Эстонская Церковь 28 февраля 1941 года была воссоединена с Русской Православной Церковью. Но уже через несколько месяцев немецкие войска вторглись в СССР и митрополит Таллинский Александр заявил о своем разрыве с Русской Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, тогда как епископ Нарвский Павел остался верен Московскому Патриархату. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру, ни епископу Павлу управлять приходами последовавшими за ними. Незадолго до освобождения Таллинна от немецкой оккупации митрополит Александр покинул Эстонию, а Синод Эстонской Церкви вновь обратился с прошением о возвращении под омофор Московского первоиерарха и был принят.

В то время как православных в Эстонии окормляла Таллинская епархия Московского Патриархата, Эстонская Православная Церковь Константинопольского Патриархата некоторое время продолжала формально существовать в эмиграции. Согласно определению Константинопольского патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 года), " Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла Православная Церковь в Эстонии ".

Однако, после повторного обретения Эстонией политической независимости, автономную Эстонскую Православную Церковь в пределах этой страны организовали как Константинопольский так и Московский Патриархаты, что породило т.н. "эстонский вопрос" - аномальное параллельное сущестование двух Церквей: Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (см.) и Эстонская Православная Церковь Константинопольского Патриархата (см.).

Использованные материалы

"История Эстонской Православной Церкви МП. Православие на эстонской земле", официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:

http://www.orthodox.ee/index.php?d=istoria/prest

"Томос Алексия Второго, Божией Милостию Патриарха Московского и всея Руси, епископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию", официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:

http://www.orthodox.ee/index.php?d=odoc/tomos

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.