Значение СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо

СИМЕОН (ДУ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Симеон (Ду) , ( 1886 - 1965 ), епископ Шанхайский.

В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣).

Федор родился 11 февраля 1886 года в Китае , в православной семье. Отец его был псаломщиком. Род Ду (Ду – китаезированная фамилия Дубинин) пренадлежал к числу так называемых албазинцев – потомков русских казаков из гарнизона Албазинской крепости поселившихся в Пекине в 1685 году.

Во время боксерского восстания в 1900 году его отец, близкие родственники и сам Федор чудом избежали смерти.

Окончив в 1904 году курс духовной семинарии при Православной Миссии в Пекине , он несколько лет исполнял обязанности псаломщика и катехизатора.

На 22 году жизни в 1908 году Федор был рукоположен Начальником 18-й Духовной Миссии святителем Иннокентием (Фигуровским) во диакона и назначен в Благовещенскую церковь подворья Миссии в г. Харбине , где кроме диаконовского служения, исполнял обязанности миссионера, эконома и заведующего канцелярией.

В 1919 году много потрудился над изданием русских учебников для харбинских школ.

В последующие годы ему пришлось миссионерствовать во многих городах Китая: в Шанхае , Ханькоу , Хаймыне , Кайфыне , Чжандэ , Вейхое , Баодинфу , Калгане , Мукдене , Цицикаре и на станциях Маньчжурии .

С 1932 года проживал в Тяньцзине , где в 1934 году возведен в сан протодиакона, а 16 сентября 1941 года рукоположен во иерея с назначением на должность настоятеля Свято-Иннокентиевского миссионерского храма . На этом слежении он состоял до времени своей хиротонии во епископа.

В 1943 году возведен в сан протоиерея, а в 1945 году награжден палицей .

После победы коммунистической партии в 1949 году, которой завершилась Китайская Гражданская Война, массовый исход русских эмигрантов из Китая поставил Российскую Духовную Миссию в Китае перед необходимостью приложить все усилия для того чтобы взрастить Китайскую Православную Церковь и закрепить Православие среди китайцев. Уже в апреле 1949 года 20-й Начальник Миссии, архиепископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин) испрашивал у Патриарха Алексия благословления на хиротонию митрофорного протоиерея Феодора Ду во епископа Тяньцзиньского , второго викария Пекинской епархии . [1] На одном из заседаний Синода по Китаю в июле 1950 г. в Москве было принято решение поставить прот. Феодора во епископа Тяньцзиньского.

23 июля он был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре и принял имя Симеона. 27 июля состоялось наречение архимандрита Симеона во епископа Тяньцзиньского, а 30 июля в Патриаршем Богоявленском соборе состоялась его епископская хиротония. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий I , митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) , митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий (Воронцов) , архиепископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин) , епископ Орловский и Брянский Флавиан (Иванов) и епископ Вологодский и Череповецкий Гавриил (Огородников) . Таким образом, поставлением первого епископа-китайца было положено основание для миссионерских трудов по созданию Китайской Православной Церкви .

26 сентября 1950 года владыка Симеон, по распоряжению Начальника Миссии и Экзарха Виктора, назначен епископом Шанхайским .

Новый китайский владыка с трудом находил общий язык с быстро убывающей местной русской общиной а его отношения с Экзархом Виктором становились все более натянутыми. Епископ Симеон в рапортах в Москву критиковал начальство Миссии за то что «(они) не могут отказаться от феодальных замашек, хранят дела Миссии в секрете, нерационально решают их, также придают большое значение различию в национальностях» [2] , а также обвинял Экзарха Виктора в удержании средств всылаемых Москвой для Шанхайской епархии. В свою очередь Начальник Миссии докладывал Патриарху: «От высокого сана у епископа Симеона несколько вскружилась голова и стали появляться шовинистические чувства и настроения» [3] , а патриаршее пособие для Шанхая просил направлять не через Пекин, а непосредственно епископу Симеону во избежание претензий.

К 1955 году дошло до того что епископ Симеон опубликовал в шанхайском Церковном листке все полученные им из Москвы директивы по реорганизации церковного управления присовокупив к ним свое, отличное от видения высших церковных властей, мнение о путях реформ церковной жизни в Китае которое он отказался брать назад, и вместо этого запросил отставки. В эту пору владыка Виктор давал такую характеристику действиям епископа Симеона: «в основе всех стремлений, заблуждений и нарушающих элементарную дисциплину поступков преосвященного Симеона лежит грубый ничем не прикрытый шовинизм, а также тщеславие, властолюбие и некоторая корысть.» [4] .

Самочинные действия владыки Симеона во многом обуславливались его видением будущего Китайской Церкви. Со времени своего вступления на кафедру владыка неустанно стремился к скорейшему основанию самостоятельной Китайской Церкви которая стала бы делом рук самих китайцев с китайским епископом во главе. Первым шагом ему виделось открытие автономной епархии, во главе которой должен стоять епископ-китаец с наименованием «епископ Пекинский и всего Китая», в которою кандидатуру он прочил себя – единственного китайского архиерея. Так, он просил разрешить ему открыть подворья Китайской Православной Церкви в пределах Пекинской , Харбинской , Тяньцзиньской и Синьцзянской епархий для окормления китайцев, тогда как русские храмы должны были быть объединены в одно благочиние. Недвижимое имущество должно было быть передано новой китайской епархии.

Не дожидаясь ответа из Москвы, в 1952 году владыка Симеон разослал всем православным китайцам в пределах этих епархий анкеты, в которых просил высказать их мнение о его проекте создания автокефальной Церкви в Китае. Владыка Симеон писал в Пекин протоиерею Михаилу Мину : «Я — епископ-китаец, ты — кафедральный протоиерей. Мы оба несем священную обязанность и главную ответственность за возрождение православной веры в Китае… это личное дело китайского народа… под руководством компартии я уяснил, что мы должны объединяться с массами… мы должны точно понять прошлые ошибки и уклоны в проповедовании и образе нашей жизни…» [5] .

Несмотря на неудачу самочинной организации, епископ Симеон предпринял еще одну попытку взять в руки власть в Китайской Церкви. 19 октября 1956 года он прибыл в Пекин , где остановился в архиерейских покоях бывшего Начальника Миссии. За время своего пребывания в Пекине владыка Симеон дважды устраивал собрания, на которых поднимал вопрос о возглавлении Китайской Православной Церкви. Он предлагал упразднить вдовствующие кафедры. Однако отчасти потому, что взгляд китайских властей на структуру Православной Церкви в Китае был уже наполовину сформирован, ему пришлось отказаться от этого плана и настаивать лишь на том, чтобы самому возглавить церковное управление, в чем тоже он потерпел неудачу.

Подобные предприятия подорвали авторитет епископа Симеона в Москве и его план был отвергнут. Только в 1957 году, когда китайские власти уже вынудили Церковь сдать все свое имущество государству, автономия Китайской Церкви была наконец провозглашена и состоялась хиротония китайца архимандрита Василия (Яо) во епископа Пекинского , её правящего архиерея. К этому времени почти полное исчезновение русской диаспоры и все крепчающие репрессии государства поставили Православие в Китае на грань исчезновения. В годы « великой пролетарской культурной революции » силами безчинствующих хунвэйбинов большинство церквей в Китае подверглось разрушению а духовенство – мученичеству.

Оба китайских владыки не пережили суровой годины. После преставления епископа Василия 3 января 1962 года, владыка Симеон остался единственным китайским архиереем и в Пекине его имя поминалось за богослужением после имени Патриарха.

Епископ Симеон (Ду) преставился 3 марта 1965 года в Шанхае .

После его смерти был закрыт Шанхайский кафедральный собор (сегодня в нем расположился банк). Некому было даже послать в Москву извещение о его смерти — об этой утрате сообщила харбинская прихожанка Светлана Вшивкина в письме архимандриту Ювеналию [6] .

Труды

Речь при наречении его во епископа. "ЖМП" 1950, № 9, с. 37.

Литература

"ЖМП" 1950, № 8, с. 39.

"ЖМП" 1950, № 9, с. 26, 37.

"ЖМП" 1950, № 10, с. 3.

"ЖМП" 1959, № 2, с. 10.

"ЖМП" 1960, № 3, с. 5.

"ЖМП" 1960, № 6, с. 17.

"Китайский благовестник", 1947, август-сентябрь, с.26-27.

"Журнал Засед. Св. Синода" № 1 от 24.II.1948.

"Русск. Православ. Церковь"

Н, Гетман, Митрополит Краснодарский и Кубанский Виктор, в: "ЖМП" 1950, № 9, с. 37.

D. Poshilovski, The Russian Church 107, 108, 153, 186.

W. Fletcher, Study in Survival. New York 1965, s. 101f.

W. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground, 81f, 154.

G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 426.

Источники

Статья в портале «Русское Православие»:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3477

Статья в портале Православие.ru:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...1914

Поздняев, Дионисий, иерей, Православие в Китае :

http://www.rus-sky.org/history/library/pozdnyaev/index.htm

[1] Архив ОВЦС МП, д.39, Рапорт № 266, по: Поздняев, Дионисий, иерей, _Православие в Китае_, Гл. IV, http://www.rus-sky.org/history/library/pozdnyaev/index.htm.

[2] Архив ОВЦС МП, д.39., «Доклад китайского духовенства Пекинской епархии о желаемом будущем Российской Духовной Миссии», по: Поздняев, Гл. IV.

[3] Архив ОВЦС МП, д.39., «Доклад архиепископа Виктора от 22 янв. 1951», по: Поздняев, Гл. IV.

[4] Архив ОВЦС МП, д.39., Рапорт архиепископа Виктора Патриарху № 325 от 11 мар. 1954 г., по Поздняев, Гл. IV

[5] Архив ОВЦС МП, д.39., Письмо от 14 окт. 1952 г., по: Поздняев, Гл. IV.

[6] Архив ОВЦС МП, д.29, Письмо от 6 мая 1965 г., по: Поздняев, Гл. V.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.