Значение ПЕЛАГИЙ, ЕРЕСИАРХ в Православной энциклопедии Древо

ПЕЛАГИЙ, ЕРЕСИАРХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пелагий (Pelagius) (ок. 354 - ок. 420 ), знаменитый ересиарх , кельтийского происхождения (его настоящее имя Морган , в греческой переделке Пелагий [1] ).

Родился в Шотландии (по другим сведениям - в Бретани) в семье бедных родителей. Достоверные известия о нем начинаются лишь с прибытия его в Италию . Здесь он обратил на себя внимание добрыми нравами, вел жизнь монашескую (veluti monachus) и заслужил дружбу св. Павлина , епископа Ноланского. Ок. 380 прибыл в Рим , где был поражен нравственной распущенностью как мирян, так и клириков, оправдывавшихся немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха. Против этого Пелагий выступил с утверждением, что неодолимого греха не бывает: если он есть дело необходимости, то это не грех, если же дело воли, то его можно избегнуть. Главные свои воззрения Пелагий изложил в толкованиях на ап. Павла (сохранившихся лишь в переделке Кассиодора, издаваемой при творениях блаж. Иеронима ), а также в своем послании к Димитриаде.

Во время поездки в Константинополь он познакомился со свт. Иоанном Златоустом и изучал экзегетику по трудам Оригена . Известно также, что Пелагий критиковал перевод Библии, сделанный блж. Иеронимом .

Скромный и миролюбивый Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковным сознанием; но главный последователь его идей, смелый и честолюбивый патриций Целестий , довел дело до разрыва с Церковью.

В 411 г. они прибыли вдвоем в Африку, откуда Пелагий, съездив на поклон к Августину , епископу Гиппонскому, и дружелюбно благодаря своей скрытности им принятый, отправился в Палестину , а Целестий , оставшийся в Карфагене и открыто высказывавший свои взгляды, был обвинен перед собравшимися там епископами в следующих еретических положениях: Адам умер бы, если бы и не согрешил; его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству; младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства; до Христа и после него бывали люди безгрешные; закон так же ведет к царствию небесному, как и евангелие; как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскресение Христа не есть причина нашего воскресения.

Опровергнутый Августином (в двух трактатах) и присужденный Карфагенским собором 412 г. к отлучению от церкви, Целестий отправился в Эфес , где ему удалось получить сан пресвитера. Между тем Пелагий приобрел доверие палестинских епископов и был оправдан ими (на двух местных соборах - в Иерусалиме и Лидде или Диосполе), в 415 году, по обвинению, возбужденному Павлом Орозием . Главный обвинительный пункт относился к утверждению Пелагия, что "всякий человек легко может быть безгрешным, если только захочет". Пелагий отвечал: "Да, я говорил, что можно быть безгрешным, но не говорил, что это возможно без помощи Божьей". Его объяснения были найдены удовлетворительными, но окончательное решение дела было предоставлено епископу римскому. Пелагий отправил ему свое исповедание веры, в котором, распространяясь об истинах общепризнанных, обходил сущность спорного вопроса. Между тем в Африке продолжалась сильная борьба против пелагианства .

Новый собор в Карфагене 416 г. , распространив осуждение Целестия и на его учителя Пелагия, обратился к папе Иннокентию I за подтверждением своего приговора, которое и получил. Оправдательное послание Пелагия к папе было рассмотрено преемником Иннокентия Зосимой , к которому обратился также и Целестий , прибывший в Рим через Константинополь (где епископ Аттик отверг его, как еретика). В своем письменном заявлении Целестий высказывался смелее и яснее, чем Пелагий, но настаивал на прежнем своем утверждении, что его учение есть дело умственного исследования, а не ересь, так как оно не относится к вопросам веры, по которым он заранее принимает все, что принимается папой, и осуждает все, что им осуждается. Такое заявление ученика, вместе с благовидными богословскими толкованиями учителя, побудило папу обратиться к африканским епископам с посланием в пользу обвиняемых.

Но африканцы не уступали; на нескольких соборах, окончательно на concilium generale в Карфагене (418 г.) , с участием испанских епископов, они объявили, что приговор папы Иннокентия был окончательным и отменен быть не может. После некоторого колебания Зосима отказался от своего заступничества. Указом императора Гонория ( 418 г.) были предписаны обычные меры против основателей и приверженцев новой ереси, а папа объявил об ее осуждении в послании ко всей церкви. Несколько итальянских епископов не подчинились, между ними Юлиан Экланский , человек блестящих дарований; покинув свою кафедру, он стал ревностным толкователем и защитником идей Пелагия против Августина, учение которого о непреодолимой благодати и о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе. Преемник Зосимы, Бонифаций I , побуждая Августина к усиленной полемике против пелагианства , старался вместе с тем, но безуспешно, искоренить ересь с помощью светской власти.

Пелагий и Целестий сошли со сцены, и следы их теряются где-то на Востоке. Однако вскоре споры разгорелись с новой силой, поскольку молодой италийский епископ Юлиан Экланский отказался признать осуждение 418 . Он отправился в ссылку, но не прекратил обмениваться полемическими сочинениями с Августином . Юлиан выдвинул обвинение против самого Августина, заявив, что рассуждения Августина о плотском вожделении воскрешают чисто манихейские представления о принципиальной порочности половой жизни. Августин умер в 430 , и его последний ответ Юлиану остался незавершенным.

Юлиан Экланский был последним настоящим пелагианцем, однако отголоски пелагианских споров звучали еще очень долго.

Учение Пелагия См. пелагианство .

Источники

Главные источники для учения Пелагия и его ближайших последователей, кроме сочинений Августина и Иеронима:

Paul. Orosius, "Apologeticus contra Pel." (Вена, 1882, в "Corpus script. eccl. lat. vet.", V);

Marius Mercator, "Commonitorium adv. haeres. Pel. et Coel." и

"Commonitorium supe r nomine Coel." (Париж., 1673, другое изд. П., 1684), "Acta concil." (Mansi, IV).

G. J. Vossil, "Historia de controversis, quas Pelagius etc." (Амстердам, 1655);

Norisii, "Hist. Pelag." etc. (1673);

Wiggers, "Pragm. Darst. des Augustinismus u. Pelagian i smus" (Берлин, 1831—33);

Jacobi, "Die Lehre des P." (Лейпциг, 1842);

Voigt, "Comment. de theoria August., Pel., Semipel. et Synerg." (Геттинген, 1829);

Lentzen, "De Pel. doctr. princ." (Кельн, 1833);

Wörter, "Der Pelagianismus" (Фрейбург, 1874);

Klasen, "Die innere Entwickelung des Pelagianismus" (Фрейбург, 1882).

Литература

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Использованные материалы

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/077/77713.htm

http://libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/History_Church/Karev_....htm

http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/33/1003346/1003346A.htm

[1] По некоторым сведениям, он получил имя Пелагий при принятии монашества

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.