Значение КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ в Православной энциклопедии Древо

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - братья, славянские первоучители, уроженцы города Солуни в Македонии , греки, создатели славянской азбуки и первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.

Память св. Кирилла - 14 февраля , св. Мефодия - 6 апреля , обоих - 11 мая и в числе Седмочисленников

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

Указом Св. Синода ( 1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам . Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Тропарь Кириллу и Мефодию, учителем Словенским

Яко апостолом единонравнии / и словенских стран учителие, / Кирилле и Мефодие богомудрии, / Владыку всех молите / вся языки словенския утвердити / в православии и единомыслии, / умирити мир и спасти души наша.

Величание

Величаем вас, / святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, / вся словенския страны ученьми своими просветившия / и ко Христу приведшия.

Смотри также

Кирилл Равноапостольный

Мефодий Равноапостольный

Церковнославянский язык

Русский язык

Литература Литература о Кирилле и Мефодии на многих языках громадна. Вот лишь небольшая часть:

И.В. Ягич , "Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии" (Санкт-Петербург, 1885; обзор доведен до 1885 г.);

А.В. Горский , "О святых Кирилле и Мефодии" ("Москвитянин", 1843);

Филарет , "Кирилл и Мефодий" ("Чтения в Московском Обществе Истории и Древностей Российских", 1846 - 47, IV - V);

его же, "Святые южных славян" (Чернигов, 1865);

П.А. Лавровский , "Святые Кирилл и Мефодий" (I - II, 1868 - 1871);

Е. Голубинский , "Святые Кирилл и Мефодий" (1885);

И. Малышевский , "Святые Кирилл и Мефодий" (Киев, 1886);

В.И. Ламанский , "Славянское Житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903 - 4);

F. Racki, "Viek i djelovaje sv. Ciria i Methoda" (Загреб, I - II, 1857 - 59);

S. Ritig, "Povjest i pravo slovenstine u crkven. bogosluzju" (Загреб, 1910);

Pastrnek, "Dejiny slov. ap. C. a M." (Прага, 1902);

Snopek, "Studie C.-Method." (Брно, 1906);

V. Novothy, "Ceske dejiny" (I, 285 - 436, Петербург, 1912); Koszutski, "S. C. i M." (Гнезно, 1863);

Gromnicki, "S. C. i M." (Краков, 1880); K. Potkanski, "K. i M." (Краков, 1905);

J. Dobrovsky, "C. u. M." (1823, русский перевод Погодина , 1825);

Ginzel, "Geschichte d. S.-Apost. C. u. M." (1857; 2-е издание, 1861);

Goetz, "Geschichte d. slav.-Apost. K. u. M." (Гота, 1897);

V. Jagic, "Die Entstehungsgeschichte d. kirchenslav. Sprache" (Верлин, 1901, 2-е издание, Берлин, 1913);

Snopek, "K.-C. u. M." (Брюнн, 1911);

A. Bruckner, "Die Wahrheit uber die Slavenapostel" (Тюбинген, 1913);

L. Leger, "C. et M." (Петербург, 1868);

'Avril, "S. C. et M." (Петербург, 1886);

A. Laponte, "L'Europe et le Saint siege a l'epoque carolingienne" (Петербург, 1895;

ср. его же, "De Anastasio Bibliothecario").

Использованные материалы

http://www.rulex.ru/01111203.htm

http://www.days.ru/Life/life6671.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.