Значение слова БАЛЛАДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БАЛЛАДА

(франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья - лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов ) . Классическая французская Б. 14-15 вв. - бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), 'посылка' (обращение к лицу, которому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и 'посылки'). Образец - Б. 'О женщинах былых времён' Ф. Вийона . В средневековой Англии Б. - народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма , романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг - в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне - в Германии). Зачинателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. писали А. С. Пушкин ('Песнь о вещем Олеге', 'Жених'), М. Ю. Лермонтов ('Воздушный корабль'), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий - авторы Б. с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. лироэпической 'тональности' (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).

Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. представлена в романтической музыке Германии и Австрии - в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. связаны с романтической поэзией - 'Светлана' А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Инструментальная Б. - жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность - с картинной живописностью (Б. для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. явились Б. на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку ('Баллада Витязя' из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина 'На поле Куликовом', 'Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным' С. С. Прокофьева, 'Героическая баллада' для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).

Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, 'Северные записки', 1916, | 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.-Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.

В. А. Никонов, Е. М. Царёва.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.