Значение слова ПОСТИГАТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПОСТИГАТЬ

Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза. Вместе с тем П. решительнее прежнего высказывает убеждение, чтонастоящий источник поэзии есть объективная красота, в которой "сияетБог" (стих. "Царь Девица"). Лучшие и наиболее типичные из небольшихстихотворений П. ("Зимний путь", "Качка в бурю", "Колокольчик"."Возвращение с Кавказа", "Пришли и стали тени ночи", "Мой костер втумане светит", "Ночью в колыбель младенца" и др.) отличаются не столькоидейным содержанием, сколько силою непосредственного задушевноголиризма. Индивидуальную особенность этого лиризма нельзя определить впонятиях; можно указать только некоторые общие признаки, каковы (кромеупомянутого в начале) соединение изящных образов и звуков с самымиреальными представлениями, затем смелая простота выражений, наконец -передача полусонных, сумеречных, слегка бредовых ощущений. В болеекрупных, произведениях П. (за исключением безупречного во всехотношениях "Кузнечика музыканта) очень слаба архитектура: некоторые изего поэм не достроены, другие загромождены пристройками и надстройками.Пластичности также сравнительно мало в его произведениях. За то всильной степени обладают они свойствами музыкальности и живописности,последнею - особенно в картинах кавказской жизни (прошлой и настоящей),которые у П. гораздо ярче и живее, чем у Пушкина и Лермонтова. Помимоисторических и описательных картин, и собственно лирическиестихотворения, вдохновленные Кавказом, насыщены у П. настоящими местнымикрасками (напр. "После праздника"). Благородные, но безымянные черкесыстаринного романтизма бледнеют перед менее благородными, но за то живымитуземцами у П., в роде татарина Агбара или героического разбойника ТамурГассана. Восточные женщины у Пушкина и Лермонтова бесцветны и говорятмертвым литературным языком; у П. их речи дышат живою художественноюправдой: Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню: на нем был кафтан дорогой, И мелькала под красным сукном Голубая рубашка на. нем... Золотая граната растет под стеной; Всех плодов не достать никакою рукой; Всех красивых мужчин для чего Стала б я привораживать!... Разлучили, сгубили нас горы, холмы Эриванские! Вечно холодной зимы Вечным снегом покрыты они!... Обо мне В той стране, милый мой, не забудешь ли ты? Хотя к кавказской жизни относится и личное признание поэта: "Ты, скоторой так много страдания терпеливой я прожил душой" и т. д" но, какитог молодости, он вынес бодрое и ясное чувство духовной свободы: Душу к битвам житейским готовую Я за снежный несу перевал... Все, что было обманом, изменою, Что лежало на мне словно цепь, - Все исчезло из памяти - с пеною Горных рек, выбегающих в степь. Это чувство задушевного примирения, отнимающего у "житейских битв" ихострый и мрачный характер, осталось у П. на всю жизнь и составляетпреобладающий тон его поэзии. Очень чувствительный к отрицательнойстороне жизни, он не сделался, однако, пессимистом. В самые тяжелыеминуты личной и общей скорби для него не закрывались "щели из мрака ксвету", я хотя через них иногда виделось так мало, мало лучей любви надбездной зла", но эти лучи никогда для него не погасали и, отнимаязлобность у его сатиры, позволили ему создать оригинальнейшее егопроизведение: "Кузнечик музыкант". Чтобы ярче представить сущностьжизни, поэты иногда продолжают ее линии в ту или в другую сторону. Так,Данте вымотал все человеческое зло в девяти грандиозных кругах своегоада; П., наоборот, стянул и сжал обычное содержание человеческогосуществования в тесный мирок насекомых. Данте пришлось над мраком своегоада воздвигнуть еще два огромные миpa - очищающего огня и торжествующегосвета; П. мог вместить очищающий и просветляющий моменты в тот же уголокполя и парка. Пустое существование, в котором все действительное мелко,а все высокое есть иллюзия, - мир человекообразных насекомых илинасекомообразных людей - преобразуется и просветляется силою чистойлюбви и бескорыстной скорби. Этот смысл сосредоточен в заключительнойсцене (похороны бабочки), производящей, не смотря на микроскопическуюканву всего рассказа, то очищающее душу впечатление, которое Аристотельсчитал назначением трагедии. К лучшим произведениям П. относится"Кассандра" (за исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V,ослабляющих впечатление). В больших поэмах П. из современной жизни(человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение несоответствует объему, Отдельные места и здесь превосходны, напр.описание южной ночи(в поэме "Мими"), в особенности звуковое впечатлениеморя: И на отмели песчаны Точно сыплет жемчугами Перекатными; и мнится, Кто-то ходит и боится Разрыдаться, только точит Слезы, в чью-то дверь стучится, То шурша, назад волочит

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.