Значение ДИОНИСИЙ, АРХИЕПИСКОП СУЗДАЛЬСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ДИОНИСИЙ, АРХИЕПИСКОП СУЗДАЛЬСКИЙ

? святой, архиепископ суздальский, + в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево-Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру в пяти верстах от Нижнего Новгорода и этим положил основание Нижегородскому Печорскому монастырю. Строгость жизни побуждала многих искать его руководства и подвизаться под его началом. Из учеников его известны Евфимий Суздальский, Макарий Унженский и Павел Высокий. Митрополит св. Алексей, лично знавший св. Д., почтил его саном епископа суздальского, в 1374 г., а по смерти св. Алексея препод. Сергий Радонежский указывал вел. кн. Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Д. на митрополию. Но вел. кн. желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила). На соборе, созванном по этому поводу, Д. противился избранию Митяя, который угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана. По поводу этой распри и ради других церковных дел Д. задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Вел. князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Д. в заточение. Освобожденный по просьбе препод. Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Д. все-таки бежал в Константинополь, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе "поношение и негодование", а своему святому поручителю ? много бед и неприятностей. Патриарх Нил почтил Д. саном архиепископа. Из Константинополя Д. выслал два списка с образа Одигитрии, для Суздальского и Нижегородского соборов, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 г. он был уже в Суздале и в Нижнем. Так как Димитрий Иванович Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве св. Д. и с этой целью отправил его в Константинополь, откуда Д., в сане митрополита, предпринял в 1383 г. обратный путь в Москву. Но литовский князь Владимир Ольгердович, недовольный тем, что кн. московский изгнал из Москвы Киприана, по его желанию поставленного в митрополиты всей Руси, заточил Д. в тюрьму, где он и пробыл до смерти. Он погребен в Киеве, в Антониевой, или в Феодосиевой, пещере.

П. В.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.